• Кейсы и публикации
  • О компании
  • Контакты
Что вы ищете
    Изменение критериев субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства
    Консалтинг25 ноября 2024

    Изменение критериев субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства

    Костюченко Юлия Михайловна
    Юрист

    Ситуация:

    Общество с ограниченной ответственностью (далее – Общество) включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМП) как малое предприятие.

    У Общества численность сотрудников на конец года будет не более 70 человек, а выручка может превысить 800 000 000,00 рублей, но не превысит 2 млрд рублей.

    Исключат ли Общество из реестра СМП или поменяется категория СМП в следующем году?


    Решение:

    Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) СМП являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр СМП.

    Критерии для юридических лиц, согласно которым они могут быть отнесены к СМП, приведены в ст. 4 Закона № 209-ФЗ. Для отнесения к СМП должны быть одновременно соблюдены критерии, указанные в п. 1, п. 2 и п. 3 ч. 1.1. ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

    Пунктом 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ предъявляются требования к участникам Общества.

    Пунктом 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ предъявляются требования к среднесписочной численности работников Общества за предшествующий календарный год. Она не должна превышать в целом 250 человек, из них:

    • до 15 человек – микропредприятия;

    • до 100 человек – малые предприятия;

    • до 250 человек – средние предприятия, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с п. п. 2.1 и 2.2 ч. 1.1. ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

    Пунктом 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ предъявляются требования к доходу Общества за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории СМП. Передельные значения определены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Оно не должно превышать в целом 2 млрд рублей, из них:

    • 120 млн рублей – для микропредприятий;

    • 800 млн рублей – для малых предприятий;

    • 2 млрд рублей – для средних предприятий.

    Согласно ч. 3 ст. 4 Закона № 209-ФЗ категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным п.п. 2, 2.1, 2.2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

    В реестр СМП вносятся сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к СМП, установленным ст. 4 Закона № 209-ФЗ (ч. 1 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).

    Таким образом в реестр СМП входят три категории СМП: малые предприятия, микропредприятия и средние предприятия. При этом требования к лицам, включаемым в реестр, соответствуют предъявляемым в пп. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ: среднесписочная численность работников Общества за предшествующий календарный год не превышает 250 человек, а доход за предшествующий календарный год не превышает 2 млрд рублей.

    Согласно п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ, содержащиеся в едином реестре СМП сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 июля текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

    Таким образом, 10 июля соответствующего года Общества будет исключено из реестра СМП при наступлении одного из событий (любого):

    • не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

    • не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;

    • среднесписочная численность работников за предшествующий год превысила 250 человек;

    • величина дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий год, превысила 2 млрд рублей;

    • требования к участникам не соответствуют предъявляемым в пп. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

    При этом изменение категории СМП не влечет исключение СМП из реестра СМП.

    Частью 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что категория СМП изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п.п. 2, 2.1, 2.2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

    То есть утрата в определенном периоде соответствия критериям отнесения к соответствующей категории субъектов СМП не влечет изменение этой категории с момента изменения соответствующего показателя (см., например, Решение Московского УФАС России от 11.11.2021 по делу № 077/06/106-19721/2021).

    Таким образом, ввиду того, что категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным п.п. 2, 2.1, 2.2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, то в случае если численность сотрудников, например, на конец 2024 года будет не более 70 человек, а выручка превысит 800 000 000,00 рубей, но не превысит 2 млрд рублей, то Общество не будет исключено из реестра СМП и будет иметь категорию малого предприятия, но если данная тенденция будет сохранятся в течение трех лет подряд (то есть выручка не превысит 2 млрд рублей), то 10 июля 2027 года (при условии, что положения Закона № 209-ФЗ в данной части останутся неизменными) категория Общества в реестре СМП изменится с малого предприятия на среднее предприятие.

    Необходимо обратить внимание, что как только по итогам года произойдет превышение численности и (или) размера доходов над предельно допустимыми для СПМ (то есть или среднесписочная численность работников Общества превысит 250 человек, или доход превысит 2 млрд рублей), 10 июля года следующего за годом превышения, Общество будет исключено из реестра СМП.

    Если вам требуется юридическая консультация по исключению из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - заполните форму ниже или позвоните по тел. +7 (967) 357-65-44 

    Консалтинг 29.01.2025
    Вопрос оплаты в связи с работой в нерабочий праздничный день
    Консалтинг 04.09.2024
    Заботимся о питании сотрудников. А что с налогами?
    Консалтинг 04.07.2024
    Порядок проведения и оплата медицинского осмотра в период междувахтового отдыха
    Аудит 11.04.2024
    ОС с нулевой остаточной стоимостью. Списать нельзя оставить…
    Консалтинг 01.02.2024
    Видеонаблюдение на предприятии для третьих лиц
    Консалтинг 21.09.2023
    Запрос котировок и определение победителя по Закону №44-ФЗ
    Консалтинг 23.08.2023
    Частный случай закупки по Закону № 44-ФЗ
    Консалтинг 14.07.2023
    Представление в ИФНС неформатных электронных документов
    Консалтинг 31.01.2023
    Отличие в наименовании товара в декларации о соответствии и в товаросопроводительных документах: риски и последствия
    Консалтинг 24.01.2023
    Учет для целей налогообложения прибыли расходов на оплату дополнительного дня для поиска работы сокращаемым сотрудникам
    Консалтинг 17.01.2023
    Корректировочный счет-фактура глазами Агента
    Консалтинг 10.01.2023
    Определение налогового периода и срока перечисления НДФЛ при выплате зарплаты за декабрь 2022 года в январе 2023 года