Переход на новое ФСБУ 14/2022 по НМА с 01 января 2024 года
С 01 января 2024 года ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» утратил силу, и обязательным к применению всеми организациями становится ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», утвержденный Приказом Минфина РФ от 30.05.2022 N 86н.
В связи с утверждением нового стандарта по учету НМА были также внесены изменения в ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», утвержденные Приказом Минфина РФ от 30.05.2022 N 87н и вступающие в силу с отчетности за 2024 год.
Решение:
Далее в настоящей статье мы будем рассматривать ФСБУ 26/2020 в редакции, которая вступила в силу с 01.01.2024.
Кроме того, в связи с переходом на новое ФСБУ Минфин РФ выпустил Информационное сообщение от 18.07.2022 N ИС-учет-40 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии», в котором были предоставлены подробные разъяснения о новшествах в учете НМА, в связи с утверждением ФСБУ 14/2022.
Так же Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» выпустил рекомендацию Р-155/2023-КпР «Переход на ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы».
Кроме того, напомним о необходимости проведения инвентаризации НМА, перед составлением ежегодной бухгалтерской отчетности (п. 3.8 Методических указаний Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 49).
Инвентаризация нематериальных активов перед переходом на новый стандарт ФСБУ 14/2022 имеет большое значение. Это позволяет оценить и отобразить активы согласно новым требованиям, а также установить их статус и правильно классифицировать.
Такой аудит активов поможет организации определить, какие активы больше не признаются нематериальными согласно новому стандарту, а какие активы теперь должны быть отражены как нематериальные. Это способствует точности и достоверности финансовой отчетности, а также повышает доверие внешних заинтересованных лиц, таких как инвесторы и партнеры.
Кроме того, проведение инвентаризации поможет убедиться в соответствии оформления и защиты активов. Это может включать проверку наличия необходимых документов, регистрации прав и лицензий, а также оценку возможных рисков и ограничений в отношении активов.
Таким образом, проведение инвентаризации нематериальных активов является важным шагом перед переходом на новый стандарт, который поможет и обеспечить правильное отражение активов в финансовой отчетности.
Переход на ФСБУ 14/2022
Перейти на ФСБУ 14/2022 организация может:
- ретроспективно (п. 52 ФСБУ 14/2022). Он является наиболее трудоемким. Если вы не можете с достаточной надежностью пересчитать сравнительные показатели за предыдущие периоды, ретроспективный способ применять не следует, выберите альтернативный способ.
- альтернативно (п. 53 ФСБУ 14/2022). При этом, сравнительные показатели бухгалтерской отчетности допускается не пересчитывать (п. 53 ФСБУ 14/2022). Все корректировка проводятся организацией по состоянию на 1 января первого года применения ФСБУ 14/2022 (в межотчетный период).
- перспективно (только для организаций, применяющих упрощенный учет, п. 55 ФСБУ 14/2022).
Изменения в Учетной политике и БФО
В связи с переходом на ФСБУ 14/2022 организации следует внести изменения в учетную политику. Включите в учетную политику положения, которые отражают выбор способа учета из числа предусмотренных ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020 или закрепите самостоятельно разработанный способ учета, если Стандарты не содержат способа учета в конкретной ситуации.
Выбранный способ организация раскрывает в бухгалтерской отчетности за первый отчетный период применения ФСБУ 14/2022 (п. 56 ФСБУ 14/2022, п. 21 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
Основные изменения
Организация вправе самостоятельно установить лимит (критерии) существенности НМА, выделяя группы несущественных (малоценных) активов (например, установив его аналогично налоговому учету — 100 000 руб. (п. 7 ФСБУ 14/2022)). Затраты ниже лимита включаются в расходы текущего периода, в котором были завершены капвложения. При этом, организации необходимо обеспечить учет (в т. ч. на забалансовых счетах) и контроль результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, на которые имеет исключительная права (права по договору), но которые не отвечают критериям признания НМА (п. 9 ФСБУ 14/2022).
В связи с началом применения Стандарта, НМА которые не соответствуют лимиту, отнесения к НМА подлежат списанию на нераспределенную прибыль на основании п.54 ФСБУ 14/2022 (по аналогии ФСБУ 6/2020 "Основные средства").
Новые виды отнесения к НМА: неисключительные права на лицензионное ПО, лицензии на отдельные виды деятельности. Кроме того, любые успешные НИОКР будут относиться к НМА, а не только те, в результате которых получены исключительные права (п. п. 4 — 6 ФСБУ 14/2022).
Не являются НМА с 2024 г. созданные организацией самостоятельно товарные знаки, логотипы и другие средства индивидуализации. Затраты на создание таких объектов теперь признаются в составе текущих расходов периода, в котором они понесены (пп. «е» п. 8 ФСБУ 14/2022). Приобретенные права на товарный знак по-прежнему следует относить к НМА (п. 8 ФСБУ 14/2022).
Кроме того, в п. 10 ФСБУ 14/2022 отмечено, что гудвилл, который создается организацией собственными силами, не признается активом в бухгалтерском учете.
Упрощенный учет
Организации, имеющие право на ведение упрощенного учета, могут не применять новый стандарт и соответствующие изменения по капвложениям в НМА. То есть, затраты на НМА отражаются в расходах по обычным видам деятельности по мере их осуществления (пп. «б» п. 4 ФСБУ 26/2020).
Компании с упрощенным учетом, принявшие решение о применении стандарта, на основании п. 3 ФСБУ 14/2022 могут:
- отражать переход на ФСБУ 14/2022 перспективно (п. 26 ФСБУ 26/2020);
- раскрывать в отчетности информацию о НМА в сокращенном объеме;
- не проверять капвложения на обесценение;
- учитывать капвложения по стоимости, указанной в документах поставщика (правообладателя);
- при обменных операциях принимать их на учет по балансовой стоимости передаваемых активов;
Эти упрощения позволяют компаниям с упрощенным учетом более гибко применять новый стандарт и сократить некоторые процедуры, связанные с оценкой, раскрытием и учетом нематериальных активов.
Организации также должны отразить принятое решение в учетной политике.
Таким образом, полагаем, организациям следует уделить особое внимание учету НМА, в связи с переходом на ФСБУ 14/2022. В том числе, провести инвентаризацию (возможно будут выявлены ранее не учтенные НМА), так же следует внести изменения в учетную политику. учетную политику.
Если вам требуется консультация по волнующим вопросам - заполните форму или позвоните
по тел.+7 (812) 334-44-77
Автор: Ведущий эксперт-бухгалтер Линии Консультаций КонсультантПлюс
Небесова М.Е.