Правомерность запроса персональных данных у покупателя при возврате товара
Автор: Юрист Линии консультаций КонсультантПлюс
Небесова М.В.
Ситуация:
Имеет ли продавец право запрашивать персональные данные покупателя-физического лица и согласие на их обработку при возврате некачественного товара и требовании возврата денег за него?
Решение:
Продавец может попросить покупателя при возврате некачественного товара дать согласие на обработку его персональных данных. Персональными данными будут сведения о документе, удостоверяющем личность потребителя, возвращающего некачественный товар. Однако продавец не вправе будет отказать в возврате средств за некачественный товар, если покупатель откажется предоставить такое согласие.
Обычно при возврате товара паспортные данные не требуются. Для возврата товара необходимо заполнить заявление и предъявить чек или другой документ, подтверждающий оплату. Если у покупателя нет чека, он может указать это в заявлении
Исходя из п. 5 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и ст. 493 ГК РФ, при отсутствии у потребителя кассового чека или иного платежного документа, это не лишает его права доказать иными способами факт заключения договора. Если, например, покупка была оплачена безналичным путем, то доказательством может служить выписка с банковского счета покупателя об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, итогов дебетовых и кредитовых операций и т.п., а также иные документы, подтверждающие перевод денежных средств при электронных или безналичных расчетах (пункт 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17).
В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" покупателю не требуется давать согласие на обработку персональных данных для осуществления своих прав, связанных с обнаружением недостатков товара. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" также не дает продавцу право отказать в выполнении требования покупателя из-за отсутствия такого согласия. В соответствии с положениями этого закона продавец может отказать в возврате, только если покупатель обратился после истечения гарантийного срока или если покупатель сам является причиной возникновения недостатков товара. Такие требования четко установлены на законодательном уровне в статьях 18 и 29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Дополнительно отметим, что если продавец для оформления возврата товара и возврата денежных средств запрашивает предъявление паспорта покупателя или другого документа, удостоверяющего личность, то стоит учесть, что персональные данные покупателя, включая паспортные данные, обрабатываются продавцом в рамках исполнения договора розничной купли-продажи.
Нарушение российского законодательства в области персональных данных будет исключено, если персональные данные не распространяются и не предоставляются третьим лицам без согласия гражданина, а также если обрабатываются только необходимые для достижения целей персональные данные. Такие положения определены в ч. 4 ст. 5, п. п. 1, 5 ч. 1 ст. 6, ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", а также в Постановлении Верховного Суда РФ от 15.06.2015 года № 25-АД15-3.
Если вам требуется консультация по волнующим вопросам - заполните форму или позвоните
по тел. +7 (812) 334-44-77