Минфин разъяснил правила применения национального режима при закупках по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ
Ведомство сообщило, на каких заказчиков распространяются запрет, ограничение, преимущество, и перечислило способы закупок, при которых их устанавливают. Также оно рассказало об особенностях описания объекта или предмета закупки, обоснования НМЦК. Подробнее в обзоре.
Заказчики, на которых распространяются запрет, ограничение, преимущество
К заказчикам, которые применяют запрет, ограничение, преимущество (далее - меры), относят всех заказчиков по Закону N 44-ФЗ, а также заказчиков по Закону N 223-ФЗ из числа:
-
госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний, автономных и бюджетных учреждений, унитарных предприятий;
-
субъектов естественных монополий независимо от организационно-правовой формы;
-
организаций, которые осуществляют регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с ТКО, независимо от организационно-правовой формы;
-
хозяйственных обществ из сводного реестра организаций ОПК.
Меры в ряде случаев устанавливают также отдельные заказчики по Закону N 223-ФЗ из числа хозяйственных обществ (АО или ООО), которые не относятся к трем последним категориям.
Способы закупок, при которых заказчики устанавливают меры
Запрет устанавливают при всех способах закупки по Закону N 44-ФЗ и Закону N 223-ФЗ, в том числе при закупке у единственного поставщика.
Ограничение и преимущество применяют:
-
при конкурентных и электронных малых закупках по Закону N 44-ФЗ;
-
при конкурентных закупках и неконкурентных закупках (если положение о закупке предусматривает подачу заявок несколькими участниками) по Закону N 223-ФЗ.
Описание объекта или предмета закупки
Наименование объекта или предмета закупки необязательно должно дословно совпадать с тем, что указано в перечнях с мерами.
При описании объекта закупки, для которого установлены меры, госзаказчики указывают характеристики товара российского происхождения независимо от того, применяли меры в закупке или нет.
Параметры российского товара не приводят, если производства товара в РФ нет или оно прекратилось. По мнению ведомства, в этом случае заказчику в описании объекта закупки следует декларировать невозможность привести характеристики отечественного товара по указанной причине.
Обоснование НМЦК
При расчете, в частности, НМЦК на закупку товаров из перечня N 1 и 2 методом анализа рынка госзаказчики применяют особенности, кроме ряда случаев.
Так, при определении идентичности и однородности товаров учитывают только продукцию из ЕАЭС. Если производства как идентичных, так и однородных товаров в ЕАЭС нет или оно прекратилось, госзаказчикам нужно:
-
включить в обоснование цены аргументацию невозможности применить метод анализа рынка с учетом особенностей;
-
использовать иной метод. По мнению ведомства, определить цену в этом случае следует также методом анализа рынка, но с учетом товаров из иностранных государств, помимо стран ЕАЭС.
Документ: Письмо Минфина России от 31.01.2025 N 24-01-06/8697
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Если вам требуется доступ в систему КонсультантПлюс - заполните формуЕсли вам требуется консультация по волнующим вопросам - заполните форму или позвоните
по тел.+7 (812) 334-44-77